БЕДНОСТЬ ЕСТЬ БЕДА
Православные священники, наконец то, возвысили свой глас свободно и страстно в защиту попранного достоинства русского человека — на состоявшемся недавно Всемирном русском народном соборе. Этот собор войдет в историю как первый в новой России, созревший для выражения воли паствы. Период черновой строительной,
Как гром в ясном небе прозвучал в преддверии Собора голос епископа Чукотского и Анадырского Диомида. Он резко обрушился на Патриархат с обвинениями в неосергианстве, то есть в духовном соглашательстве с государством, что уже имело место после уничтожения тысячелетней русской церкви в начале прошлого века. Епископ обрушился на руководство РПЦ с обвинениями в подчиненности власти мирской в ущерб богодарственной свободе. Мужественный митрополит обвинил церковь в противоестественности соглашательства ее с властью вместо того, чтобы обличать антинародную политику, приводящую к распаду государства и обнищанию населения.
На далекой Чукотке возвысил голос священник, обвинил власть в демографическом кризисе, нравственном падении граждан. Партия «Единая Россия» вряд ли сумеет в будущем получать на Чукотке победные голоса. Паства епископа Диомида через его проповеди многое знает о нарушении соборной клятвы 1613 года. О том, что приводит государство к распрям и к интервенции. Она подкована исторически и нравственно. Оттуда, с Севера придет очистительная волна и в центр.
Епископ Диомид… Запомните это имя. Подобно Гермогену, он, рискуя собственным благополучием, восстал против мерзостного либерализма, ведущего к обнищанию православных и вместе с ними всех остальных граждан России, исключая, конечно, 10% обогатившихся за смутное время.
Русский Собор, сотни участников которого имели возможность сказать свое слово по поводу текущего момента, был весь пронизан Диомидовской нотой протеста.
Честные русские иерархи, наподобие епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, тоже настроены на критическую волну. Это не значит, что они согласовывали с ним свои высказывания. Далековат Владикавказ от Анадыря. Просто созрело слово здорового протеста в Православной церкви, чему мы весьма рады.
Выдержки из выступления епископа Феофана на прошлой неделе в
«…Есть одна проблема на все времена — богатство и бедность. Миллион лет пройдут, пролетят, а проблема останется. Это из области экзистенции. В чем заключаются особенности бедности для сегодняшней России? Попытки искать истоки бедности исключительно в социуме представляются малопродуктивными. Бедность многолика и многогранна. Бедным считает себя и бомж. И инвалид. И рабочий на нефтепромысле. И врач. И офицер. Московский служащий может зарабатывать в десять раз больше своего провинциального коллеги, и тот, естественно, считает себя бедным, в то время как московский служащий тоже относит себя к такой же категории по сравнению с бизнесменом средней руки. И так далее. Создать
Церковь исходит из представления о том, что работающий вправе пользоваться плодами своего труда. Кто посадил виноград — тот его хозяин. Кто пашет — тот должен иметь надежду на то, что он воспользуется урожаем.
Пока мы в России с помощью революций строили самое совершенное общество, в других странах бескровная социальная борьба привела к поразительным результатам. Теперь это должен быть наш опыт. Советские люди в восьмидесятых годах ожидали, что результаты реформ приблизят их к статусу жителей Запада, но ничего подобного не произошло. Почему — об этом сказано и написано немало. Хотя
С христианской точки зрения считается справедливым, когда богатый поддерживает бедного. Здоровый — больного. Трудоспособный — престарелого. В этом отношении мы должны серьезнее всего отнестись к статусу людей старшего возраста, пенсионеров. Всю свою жизнь они трудились на государство, получали минимум — на еду и одежду. Многие откладывали «на черный день», но грянули гайдаровские реформы — и «съели» их накопления. Осталась символическая пенсия, которой не хватает даже на оплату коммунальных услуг.
Скажу
Заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по
Конечно, по здравому рассуждению, каждый человек должен свои расходы оплачивать сам. Но тогда возникает вопрос о величине доходов. А они, если учесть гиперинфляцию, падают. У нас сейчас сложилась парадоксальная ситуация трудовой бедности. Когда человек работает, но не зарабатывает. Остается на нищенском уровне. Трудись — не трудись, а обеспечить нормальный уровень жизни невозможно.
«Я часто проезжаю по России на машине. И вижу разрушенные фермы, брошенные деревни. Мне становится стыдно», — говорил в своей горячей речи епископ Феофан. И мне, слушавшему его в
Еще сказал епископ Феофан о том, что «трудовая бедность» в традиционных русских сельских поселениях влечет за собой деградацию. Отсюда алкоголизм. Низкая производительность труда. Безразличие к любым
Что же делать? Как уйти от антиобщественного индивидуализма? Надо встать на путь социального партнерства. Путь национального согласия и единства. Тогда мы сможем гармонизировать общество.
И еще об одном надо помнить. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Берегитесь стяжания. Погоня за богатством, что стала сейчас для многих не просто нормой, а манящим маяком, способна привести к катастрофе общества.
Апостол Павел говорит: «Желающие обогащаться руководствуются безрассудными и вредными помыслами. Ибо корень всех зол есть стяжательство, которому предавшись предает человек себя на уничтожение».
Никто не сделается счастливым, если главной ценностью общества будет признаваться материальное богатство. Если цель и смысл жизни будут определяться через банковский счет. Отмена нравственного закона так же страшна для общества, как принудительное равенство. Богатство быстрее всего наживается в сфере манипуляций с деньгами. Но чего стоит такое богатство, показал России 1998 год. Когда пирамиды обвалились в одночасье…
Духовные лидеры России — не только православные священники, но и мусульманские — указующий свой перст тоже направляют на страшную пропасть между бедными и богатыми. Как преодолеть эту пропасть? Дотациями из Стабфонда, который неизвестно где и когда будет переведен «на родину»? Социальными преобразованиями сверху? Или инициативой самих людей, в форме, к примеру, родовых поместий, о которых уже была речь выше? Вот что сказал по этому поводу Верховный муфтий России Талгат Тадджудинов:
«У каждого человека есть родина, должно быть и свое родовое поместье. Для нас, для современных татар, башкир — общее большое родовое поместье, это Булгары. Нас просто обозвали татарами, на самом деле мы — булгары. Первыми, кто воевал с
Это заложено Богом — любовь и теплые чувства к своим родителям,- говорил далее Верховный муфтий. — А через них — к земле. Потому что когда человек рождается в этом мире, он естественной жизнью живёт — кушает, пьёт, а откуда? Да из той земли, на которой он родился. Хлеб растит на этой земле, воду пьёт из её родников, и поэтому всю душу, всё тело его тянет на родину. Тяга к родительскому дому — это любовь к матери, к отцу, на этом зиждется всё человечество, вся человеческая жизнь. А чтобы всё это привести в норму, Всевышний дал религию и веру в Бога. И не дай Бог потерять её. У каждого народа есть малая Родина. А сейчас у нас огромная страна — вся Россия, и за Уралом всего
Богатство и бедность… Это две стороны одной медали. Но главное, чтобы разрыв был не настолько велик, когда от медали и следа не останется.
Александр Синцов
Источник: www.zavtra.ru
(Нет голосов) |
Для того, чтобы Вы могли оставить комментарий необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на портале.