26 декабря 2002
полное бесправие в жизни. До тех пор, пока вы не подчинитесь школе и покорно дадите ей переделать себя в негодного никуда человека, до тех пор вас не пустят, никуда не примут и не допустят ни до какой работы.
***
Если бы хоть несколько десятков школ было предоставлены в ее распоряжение, в них формировалось бы поколение, способное к выполнению долга не по принуждению, а по доброй воле; не из страха, а из творческого импульса и любви.
***
В развитии образования было упущено з н а н и е о н а з н а ч е н и и д у ш и - единственно важной вещи в жизни. Образование приучает быть эгоистом по мере сил и отбирать лучшее у другого.
***
Несомненно, что ныне действующая система образования является для детей огромной помехой. Родители учат своих детей свободно рассуждать; и когда дети достигают определенного возраста, то из-за того, что они рассуждали свободно, они перестают д у м а т ь; прежде, чем они п о д у м а ю т, они доказывают, спорят и спрашивают: «Почему?» … Он навязывает свое знание другим.
***
Даже самого беглого знакомства с нынешней системой образования с ее экзаменами достаточно, чтобы убедиться, что даваемое ею образование – не более чем тренировка физической памяти. Что же до того, чтобы разумно и правильно развивать с п о с о б н о с т ь м ы с л и т ь, …то это попросту невозможно, пока все надлежит оценивать по результатам, определяемых путем конкурсных экзаменов.
***
Прежде всего детям следует внушить уверенность в своих силах, учить их любви ко всем людям, взаимной доброжелательности и милосердию, и более всего – учить с а м о с т о я т е л ь н о м ы с л и т ь.
***
Я обязан прадеду – тем, что не посещал публичных школ, пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это не следует щадить средств.
***
… Виктор побрел по коридорам, заглядывая в пустые классы, вдыхая … запахи драк «до первой крови», изнурительных допросов у доски, запах тюрьмы, бесправия, лжи, возведенной в принцип. Он все надеялся вызвать в памяти сладкие воспоминания о детстве и юношестве, о рыцарстве, о товариществе, о первой чистой любви, но из этого ничего не получилось… - все здесь оставалось по-прежнему ненавистно, гадко, наводило злобу и беспросветность.
***
Единственное объяснение той безумной жизни, которую ведут люди нашего времени, в том, что молодые поколения обучаются бесчисленны самым трудным предметам … и не обучаются они только тому одному, что всем и всегда нужно: тому, какой смысл человеческой жизни, как надо прожить ее и как решили его мудрейшие люди всех веков.
***
Наука не в школах. В школах – чопорное тупоумие невежд.
***
Наши дети предательски брошены нами на произвол надзирателей в школах – тюрьмах. Они сбиваются в звериные стаи и начинают жить по законам стаи, люто ненавидя своих предателей и созданное ими общество.
***
Здесь в каждой группе, в каждом школьном классе, в каждом студенческом общежитии быстро устанавливается иерархия грубой силы … с вожаком, с подручными вожака, помогающими ему держать в повиновении остальных непрерывными унижениями и страхом попасть в чисто нарочито травимых для острастки прочих.
Вот почему я упомянул и учителей. Ведь среди этих униженных, равнодушных, малообразованных людей попадаются светлые души, которые видят смысл своей жизни в том, чтобы показать детям, что действительно на свете существуют Истина, Добро и Красота.
***
Не учитесь, господа. Ну их к черту. Шалите, играйте. Собирайте цветы, влюбляйтесь. На экзаменах – "списывайте".
***
… Если бы профессора, за редчайшим исключением, не обнаружили позорного нравственного ничтожества … (уважаю святые имена отдельных профессоров, дававших не шаблон…)
***
Как хорошо, что я проспал университет. На лекциях ковырял в носу, а на экзамене отвечал "по шпаргалке". Черт с ним.
***
Университет принадлежит студентам, ибо их больше, чем профессоров, да и он с у щ е с т в у е т д л я с т у д е н ч е с т в а.
***
От з н а н и й разум надобно беречь, Чтобы ценили люди вашу речь, Не нужно вам гордиться институтом.
***
Неужели – так и останется: Ч е л о в е к а до 6 лет портят родители, потом свою лепту вносят школа, ВУЗ, а после Человек – всю жизнь! – вынужден сам себя переделывать, чтобы вернуться к первозданной, изначально ему присущей Чистоте?… // Из года в год, в густом саду, растить жасмин и резеду; творить сказанья, веселых школьников уча пить из журчащего ключа любви и знанья. В часы уроков иль игры им раскрывая, как дары, свет, воду, воздух. Учить их – через плоть стихий. Дать впуск лучам иерархий в наш труд, в наш отдых. Чтоб крепкой кожей рук и ног алмазы рос, пески дорог они любили. В прикосновеньи мхов и трав, снегов и пыли, на отмелях и у костра, когда зеркальны вечера.
И благи воды, Их посвящать в живой язык Рек и созвездий – шелест книг И рун1 природы. Культур могучих полнотой Объять их разум – золотой Звучащей сферой, Сквозь ритм поэм и звон сонат Вводя их в древний, юный сад Искусств и веры. Роднить их замыслы с мечтой Народа русского – с крутой Тропой к зениту, Раскрыв их творческие сны Великим гениям страны, Ее Синклиту. Познаньем мысль их истончив, Вести все дальше – в мощный миф Грядущей эры, Сходящих днесь в тебя, в меня – Во всех носителей огня Всемирной Веры. Во всех культурах указав Тех, кто в предчувствиях был прав, Моих соверцев, - Готовить к подвигу борцов, Храмосоздателей, творцов И страстотерпцев. Чтоб каждый понял: суждено Ему не пасмурное дно, Где тлеют глухо, Не участь сорняка в степи, - Но огненосцем стать в цепи Святого Духа. 1950
1 Руна – сага, сказ, песня северных народов