Тема образования мне очень близка, поэтому я с большим интересом наблюдаю за взаимодействием детей и взрослых. И вот что я отметила: современные родители (в большинстве своём) уверены, что занимаются образованием своих детей. Но что сейчас вкладывается в понятие «образование»:
- ребёнок ходит в школу и к репетиторам,
- учит таблицу умножения,
- изучает различные дисциплины,
- посещает театры и музеи,
- ходит в развивающие кружки,
- и прочее.
Думаю, наши прародители вкладывали в понятие «образование ребёнка» совсем иной смысл, нежели современные мамы и папы. Если внимательнее рассмотреть само слово «образование», то в нём можно угадать два слова: «образ» и «ваяние», т.е. создание.
Было время, когда я жила в городе, много работала и всё, чего я хотела от нашей дочки – чтобы она была «удобной»: тихой, послушной, покладистой, никуда не лезла, и ни о чём не спрашивала. Этакая живая кукла, которую можно красиво нарядить на праздник, дать поиграться бабушкам и дедушкам на выходные, гордиться самым одарённым ребёнком в группе.
Был ли в таком воспитании заложен образ будущей прекрасной девушки, женщины, матери и мудрой жены? Конечно же, нет! А знаете, что получается, если родители, воспитывая ребёнка, не видят в нём образ будущего взрослого прекрасного человека? Получается безОБРАЗие! Вполне русское и знакомое многим слово, которое звучит в этом контексте совсем по-другому.
Сейчас, когда я смотрю на детей, то думаю о том, каким человеком станет тот или иной малыш:
- как он будет вести себя в обществе,
- как распорядится своею жизнью,
- какие выстроит взаимоотношения уже в своей, взрослой семье,
- как сложатся его отношения с окружающими людьми.
Природа всегда стремиться к простоте. Если родители не держат в голове образ будущего своего ребёнка, они воспитывают его так, чтобы им было просто с ребёнком сегодня. Например, нам порой так не хочется вникать в детские конфликты – гораздо проще дать обоим спорщикам по пятой точке и развести по углам. Но это только в том случае, если мы действуем без образа, так, как проще сегодня.
А если нашими мотивами руководит «образа ваяние», то тут сразу приходит мысль научить детей решать конфликтные ситуации, и выходить из любого спора с достоинством, так, чтобы во взрослой жизни дети делали это легко и свободно. Научить, чтобы и сын, и дочь смогли ясно осознавать, чего они хотят, и идти к желаемому, учитывая при этом интересы других сторон. И тогда каждой детской конфликтной ситуации, когда дети бегут к тебе за помощью, ты радуешься. Радуешься, как возможности вложить в них ещё больше знаний, ещё больше навыков, ещё больше мудрости.
Если осознанно думать о том, какие качества пригодятся нашему ребёнку во взрослой жизни, то мы и говорить с ним будем по-другому, и реагировать на его ошибки будем по-другому, и даже обращаться к ребёнку станем иначе. Я знаю одну маму, которая обращается к своему семилетнему сыну не иначе, как «Александр». Представляете, как влияет такое обращение на чувство собственного достоинства ребёнка, каким человеком, мужчиной, будущим главой семьи вырастет этот мальчик.
Желаю всем родителям осознанного образа ваяния своих детей, и тогда совсем скоро мы будем с радостью наблюдать поколение светлых, достойных и уверенных в себе людей, получивших верные жизненные ориентиры от своих заботливых и горячо любимых родителей.
Галина Самохина
Родовое поместье "Солнечный ручей"
ПРП Дуброво, Нижегородская область