ИГРА В МЯЧ В "ОДИННАДЦАТЬ"
Кто помнит эту детскую дворовую игру? Мы стали часто играть в неё. "Мы" - это я и дети на детской площадке.
Я заметила, что многие дети 7-11 лет не умеют кидать мяч или принимать его так, чтобы он не упал. У многих нет сосредоточенности на игре: ребёнок отвлекается, мяч летит и врезается в него. Или так: ребёнок кидает мяч, я его уже поймала, а он только говорит "Один" (или др. цифру, какая там по счёту). Я показываю, что надо кидать и СРАЗУ говорить. Есть дети, которые кидают МЕЖДУ людьми. Непонятно, кому из двоих кидает. Или кидает так, что человек не может поймать.
Поняла, что с этими детьми в их 3-5-летнем возрасте не играли в мяч, не учили правильно принимать и подавать. Вот почему они сейчас в 10 лет не умеют хорошо и правильно играть в мяч. Ну, что ж. Можно это исправить
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Участники игры встают в круг. Количество участников - от 3. Чем больше, тем лучше. Мы играем втроём, максимально было нас 12 человек в возрасте 5-12 лет и я как ведущая и следящая за правилами игры.
Игроки перебрасывают мяч друг другу по кругу. Первый ребёнок, бросая мяч, громко говорит: «Один!». Счёт вслух - до трёх, дальше броски считают ПРО СЕБЯ.
Тот, кому надо было бы бросать мяч 11-ый раз, мяч не ловит, а отбивает («гасит») его о землю. При этом говорит: «Одиннадцать!» Если всё получилось, то он подбирает мяч и начинает игру заново. Или начинает следующий за ним игрок.
Если же ребёнок не поймал мяч, когда кинули ЕМУ, или поймал одиннадцатый мяч, то он садится на корточки в центр круга. И счёт начинается заново. После этого, когда дойдёт до 11-ти, игрок должен не просто отбить в центр круга, а попасть мячом в того, кто сидит в кругу.
Если это получилось, то тот, кто сидел в кругу, встаёт в общий круг.
Если нет, то неудачливый «стрелок» садится в круг, а тот, кто был там, встаёт.
Если в кругу сидят несколько человек, то даже если мяч попал в одного, встают ВСЕ.
Мы иногда "ускоряемся", т.е. увеличиваем скорость. Когда участников больше трёх, бросаем не по кругу, а вразнобой. Дети учатся быть более внимательными.
С детьми помладше можно просто в кругу отрабатывать броски и учить их правильно ловить. Я это практикую. Считаем мы обычно вслух до 11 или до 20. Выигравших и проигравших нет, это просто учёба.
Также есть ещё разновидность игры «В одиннадцать» без счёта. Мы назвали её "Ехал Лунтик" по названию считалочки.
Итак, все встают в круг. Перебрасываем мяч по кругу или вразнобой. При одном броске - одно слово, предлог - это тоже одно слово. Нужно не сбиться и ловить мяч. Если сказал не то слово или не поймал мяч - выбываешь.
Обычно используем известную считалочку:
Ехал Лунтик на тележке,
Раздавал он всем орешки:
Кому - два, кому - три,
Дирижёром будешь ты!
Иногда, когда народу много, всю считалочку удаётся досказать в конце игры, когда участников осталось два-три.
Вы можете спросить: «А почему именно ЭТА игра? Что она даёт детям?» По моим наблюдениям, игра в "Одиннадцать" учит:
* тому, чтобы считать про себя;
* внимательности (следить, где мяч, какой счёт);
* настороженности (не отвлекаться и «не зевать»);
* целеустремлённости (ЧЁТКО и правильно кинуть тому, кому хочешь);
* чувствительности, т.к. каждый мяч имеет свой объём и вес;
* чувствовать расстояние, т.к. кто-то стоит ближе к тебе, кто-то дальше, и надо кинуть так, чтобы другой человек поймал.
И, наконец, эта игра просто весёлая и интересная!
Желаю вам и вашим детям чаще играть в «Одиннадцать»!
Автор Людмила Ворсина