Газета «Звенящие Кедры России», Выпуск № 11 - page 10

10
В поисках правды
Все больше и больше людей говорят о том, что не хочется праздновать современные праздни-
ки —Новый год, День влюбленных, Хеллоуин. В некоторых — отталкивает их чужеродность. Для
некоторых кажутся неуместными даты. Даже дети задают логичный вопрос: «Почему Новый год
1 января?» И правда, почему? Середина зимы, ни туда, ни сюда…
Начинаем серию публикаций о праздниках и обрядах наших предков.
Если и у вас есть информация о значениях и смыслах праздников; о том, как ваша семья перешла
на чествование исконных дат— пишите нам!
Давайте вместе восстанавливать
историю и знания наших предков!
Недавно со мной стали происходить чудеса. А все
началось с письма из редакции с задачей подго-
товить материал о наших, исконных праздниках.
Я охотно взялась за дело — это было не просто
интересное задание, но и актуальное лично для
меня. Казалось бы, молодая женщина, а желания
праздновать многие современные праздники нет.
К примеру, перед Новым годом все снуют в поисках
сувениров, а мне даже думать об этом неприят-
но — будто бы вынуждена дань какую-то платить.
И тут со мной случается чудо номер раз. Подго-
товив литературу для написания заметки, мне по-
падается на глаза статья Михаила Николаевича
Задорнова, в которой он пишет, что 1 января отме-
чался в Древнем Риме как День собранных налогов:
— Зимой особенно не повоюешь, земледелием
не займёшься, грибы и ягоды не пособираешь…
Зато самое время собирать главный урожай —
налоги! Тем более что торги по всей Европе уже
закончились, все всё купили, продали—есть чем
сборщикам налогов поживиться. А в северных за-
воёванных провинциях вообще реки превратились
в удобные дороги.
Дальше — больше. Книги и ссылки на различные
исследования стали приходить как бы сами собой…
День влюблённых
Мне стало интересно, а почему у нас прижился
февральский День влюбленных? Не мужа и жены,
не мамы и папы, а именно влюблённых… С одной
стороны, коммерческий ажиотаж вокруг этого дня
неприятен. Тем более праздник этот чужеродный,
заграничный — своих что ли мало? С другой сто-
роны, почему-то же он прирос к нам…
Оказывается, он просто попал на подготовленную
почву. У нас в конце февраля начинался подгото-
вительный цикл к празднованию самого главного
праздника славян—Дня весеннего равноденствия.
Моменту, когда день, наконец, сравнялся с ночью,
солнце победило тьму и вступает в период своего
максимального роста. Причем же тут влюблённые,
спросите вы. Именно в этот период солнце активно
влияет не только на таяние снега и рост зелени, но
и на гормональную систему. Вспомним животных,
они не потеряли своей природной естественности,
их период брачных игр — поиск и выбор партнё-
ра — как раз приходится на весенний цикл. Наши
предки славяне тоже умели жить природосообразно
и, вероятно, поэтому именно на масленичный цикл
приходились игры для молодоженов (женатых не
далее года назад), т.е. для пар, которые находятся
в начале своих отношений.
Можно сказать, что современные дни влюблённых
с натяжкой, но природному циклу соответствуют?
Но вот именование Днём святого Валентина мне ка-
жется неправильным. И святой не наш, и не такой уж
и святой. Пусть уж лучше Днём влюблённых будет…
Масленица или Комоедица?
Кстати о наименованиях. Тот период, что мы на-
зываем Масленицей, — это Сырная неделя. Дни,
приходящиеся на православную Пасху,—Красная
гора или Великдень. А дни вокруг даты весеннего
равноденствия — Комоедица. А сейчас многие
путают — и Масленицу называют Комоедицей,
и наоборот. Оказывается, есть принципиальное
отличие. Вот, что пишет об этом писатель-сатирик,
исследователь Михаил Задорнов:
— Слово «комоедица» от слова «комы» — «бли-
ны» по-белорусски. Но комы — не простые мас-
леничные блины, а блины гороховые или бобовые,
а также приготовленные на фасолевой муке.
Порой комами называли кабачковые оладьи, при-
готовленные на воде. Без масла! Без молока! То
есть… постные! И эта разница между комами
и блинами не мелочь. Она даёт ключ к разгадке!
Масленичные блины изготавливались из первого
молока, которое давали коровы после того, как
отелились. В феврале! В то время не было ис-
кусственных методов оплодотворения, не было
пищевых добавок в корма. Поэтому коровы не да-
вали молоко круглый год ежедневно и не телились
в любое время по указу хозяина фермы. Коровий
цикл подчинялся солнечному.
Это первое молоко было настолько жирным, что
его нельзя было даже кипятить. Оно сворачива-
лось. Быстро превращалось в масло. Пить такое
молоко — печень будет не в восторге. В то же
время, именно это раннее молоко было насыщено
таким количеством разных микроэлементов и ви-
таминов, чтоб взбадривало после зимы защитные
силы человека на весь год! Молоко такой особой
целительной силы коровы давали лишь первую
неделю. Что же делать? Масло есть ложками не
будешь. Какой выход? Сыр и творог! Приготов-
ленный в масленичную неделю сыр был особый: по
вкусу, жирности. Но полезный! Повышал иммуни-
тет. Поел — болеть в году будешь редко и так,
мимоходом! Без бюллетеня! Поэтому масленичная
неделя называлась Сырной неделей.
А Комоедица — это весеннее равноденствие. В за-
висимости от лунного и солнечного календаря
Сырная неделя наступала из года в год не в один
и тот же день. Плюс-минус одна неделя. Но поч-
ти всегда в феврале. А день весеннего равноден-
ствия — Комоедица — каждый год в одно и то же
время: 21, 22, 23 марта.
Между Масленицей — Сырной неделей и Пасхой
должно было поститься. Ни молока, ни мяса, ни
рыбы! Комоедица всегда попадала на пост. Вот
почему в Комоедицу и блины разрешалось есть
только постные — из гороха и бобов. И называли
их комы! Толще были, чтобы не разваливались —
без яиц ведь приготавливались.
Пасху всегда отмечали после Комоедицы. Пасха —
праздник христианский. До Пасхи этот праздник
называли Великдень. Вычислялся он несложно —
первое воскресенье после первого полнолуния за
днём весеннего равноденствия (равноденствие
в 2017 году — 20 марта, ближайшее за ним полно-
луние — 11 апреля (вторник), первое воскресенье
после полнолуния — 16 апреля. — прим. ред.).
С этого дня можно было приступать к посевной,
земля согрелась достаточно.
День семьи = Купало?
Интересно, а близок ли по датам принятый в 2008
году на государственном уровне День семьи, любви
и верности празднику Купало — дню, имевшему
аналогичную смысловую нагрузку у славян? Купало
отмечался в день летнего солнцестояния, когда ночь
была самой короткой в году, а солнце — в максималь-
ной силе, т.е. 20-21 июня (в зависимости, високосный
год или нет). А День памяти святых Петра и Февронии
приходится на 8 июля по новому стилю. А если по
старому стилю, то получается, что праздник выпа-
дает аккурат на Купалу. Удивительное совпадение!
А совпадение ли?
Может быть мы наблюдаем как раз начало возвра-
щения к природосообразным праздникам? И наша
задача сейчас не критиковать нововведения, а по-
мочь понять и вернуть их истинную суть, исконные
наименования и правильную атрибутику?
Чтобы не получилось, как с кельтским Самайном
(Хеллоуином) —исказили смысл до неузнаваемости.
И Самайн, и наш древнерусский праздник Осенних
Дедов (про умерших говорили «пошел до дедов»
или «гуляет с дедами») праздновались практически
день в день. И смысл имели одинаковый — благо-
дарение и прощание с душами предков, которые
спустились к своим потомкам ещё весной и теперь
уходят на всю зиму в свой мир. Дела сделаны: урожай
выращен и собран, свадьбы сыграны—деды могут
быть спокойны за живых, их помощь пока не нужна.
А у живых свои задачи в эти дни: поблагодарить
предков, «накормить» их — приготовить обрядовые
блюда (кутья, блины, пироги, различные каши, сла-
дости…). Шотландцы делали еще и фонари из репы
или тыквы для освещения пути уходящим душам.
А сейчас как выглядит Хеллоуин? Шоу монстров.
Без смысла и пользы.
И вот тут я вспомнила слова из книги Владимира Ме-
гре «Новая цивилизация. Обряды любви», которые
расставили для меня всё на свои места:
— Осмысленные надо обычаи вернуть, обряды
наших предков. Их надо только как-то к современ-
ности приспособить. Вообще, я начинаю понимать,
что это даже не обряды в обычном понимании
этого слова. Это великая наука о жизни...
Не нужно яростно отторгать все новое. Наоборот,
новые праздники — отличный повод для осознанных
бесед с детьми, разработки сценариев празднования
для своей семьи, друзей с учетом исторического
контекста. Пусть пока будет Хеллоуин, но мы с вами
назовем этот день Осенними Дедами и проведём
соответствующе, и гостей пригласим. Предложим,
например, ребятишкам на тыквах повырезать (почему
нет, рукоделие же), а потом каждому рассказать по
интересной истории о своих дедушках – и современ-
но, и исторически, и со смыслом. Потом гости захотят
так у себя праздник провести и заинтересуют других.
А там, глядишь, и название родное восстановится…
Автор текста: Злата Васичева
Осмысленные надо обычаи вернуть, обряды наших
предков. Их надотолько как-то к современности
приспособить. Вообще, я начинаю понимать, что это
даже не обряды в обычном понимании этого слова.
Это великая наука о жизни.
р а с с у ж д а е м в м е с т е
— История российского народа не только миру, но и россиянам неизвестна. …и сегодня
христианство на Руси, а ты о том, что было до него, скажи? …Вот вывод сделал ты
второй: культура у российского народа была иной.
Анастасия, VI том серии книг «Звенящие кедры России» Владимира Мегре
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12
Powered by FlippingBook